В КОПИЛОЧКУ ДЛЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

 

Сценарий тренинга с педагогами.

Во время упражнений они поставят себя на место родителя проблемного ребенка и научатся решать конфликты с семьями. В качестве раздаточного материала – шпаргалка для педагогов с приемами, как говорить с родителями о трудностях ребенка.

Потренируйтесь перед тренингом – выберите правильные фразы в ответ на возражения родителей

Инструкция. Представьте ситуацию: вы сообщили родителям, что у их ребенка серьезные поведенческие трудности. Например, он не участвует на занятиях, убегает на прогулке, агрессивен, с трудом понимает речь, не общается с другими детьми. Родители не хотят признать проблему. Какие фразы помогут их убедить, а какие – усугубят ситуацию.

Ситуация 1

Родитель: Я гуляю со своим ребенком на площадке около дома и вижу, как он общается и ведет себя с другими детьми. Никаких проблем с другими детьми у него нет. Я не представляю, как такое может быть.

Педагог:

 Да, я понимаю. Вам трудно это понять, если вы не видели своими глазами. Дело в том, что на площадке ребенок находится максимум один или два часа. В детском саду он с 7.00 до 19.00. Он устает и перевозбуждается. (Пауза.) Что думаете по поводу того, что я сказала?

 Вы думаете, что я придумываю и наговариваю на вашего ребенка? Я все время ему делаю замечания, а он меня не слышит. Все дети от него плачут. Других родителей еле сдерживаем, чтобы они не жаловались на вас и вашего ребенка. А вы говорите, что проблемы нет.

Ситуация 2

Родитель: У нас таких проблем нет, о которых вы говорите. Если Миша убегает на прогулке, то потом в наказание несколько дней не выходит гулять. Вот и все.

Педагог:

 Дома делайте с ним, что хотите. Нас это мало волнует. Вы лучше скажите, что мне делать? Ведь ваш Миша у меня не один – в группе 25 детей. Я за ними по всей площадке должна бегать?

 К сожалению, мы не можем использовать такие формы наказания. Давайте вместе подумаем и решим, как можно предупредить такое поведение ребенка в детском саду. (Далее выслушивает родителя и/или предлагает свое решение проблемы.)

Ситуация 3

Родитель: Вы только ярлыки на детей навешиваете. Сережа не агрессивный, а так отстаивает свои границы. Я считаю, что мальчик должен уметь постоять за себя. Это нормально.

Педагог:

 Он первый нападает. Остальные дети все время защищаются от него, поэтому и у него синяки. Вы просто не хотите принимать это. И о каких ярлыках идет речь? Я вам правду говорю. У меня педагогический стаж 20 лет, а вы мне такое говорите.

 Я вижу, что обидела вас своими словами. (Пауза.) Сожалею и извиняюсь, если это так. На самом деле я просто хотела рассказать о том, что сегодня происходило в группе, и предупредить вас. Сережа ударил кулаком Сашу, и его родители могут пожаловаться на данную ситуацию. Еще раз извиняюсь. А еще хочу вам предложить подойти в тихий час на этой неделе, и мы с вами и вторым воспитателем вместе обсудим трудности, которые беспокоят вас и нас.

Ситуация 4

Родитель: Я не вижу проблему в том, что Сережа постоянно в движении. Он же мальчик, он должен быть живым, активным. С возрастом это пройдет. Я в детстве тоже была такой, но выросла и стала вполне успешной.

Педагог:

 Конечно, все взрослеют и меняются. Мы уверены, что и у Сережи пройдут все трудности. Но на данный момент они есть, и нам нужна ваша помощь. Давайте подумаем, как мы можем преодолеть эти трудности?

 Вы меня не понимаете. Поведение вашего ребенка опасно. А если бы вашего Сережу все время толкали? Давайте спросим у ребят, что сегодня натворил Сережа. Они вам все сами расскажут. (Подзывает детей и просит рассказать, как мальчик их обижает.)

Ситуация 5

Родитель: Рома любит уединяться. Он очень творческий ребенок, хорошо рисует и любит музыку. Все остальное ему неинтересно. Когда он убегает с участка группы на другие участки, возможно, он ждет меня. Мы очень привязаны с ним. И он не привык гулять на одной площадке, так как в выходные дни мы ходим с ним на разные площадки.

Педагог:

 Вы знаете, что он в упор не видит детей. Может перешагивать через них, когда они играют, или наступить. Ему ничего неинтересно. Даже на занятиях он не участвует, занимается своей игрой или бегает кругами по группе. По поводу прогулки… мы не можем с ним или со всеми детьми гулять по площадкам детского сада, потому что у каждой группы своя площадка.

 Да, мы тоже заметили его стремление и интерес к рисованию и музыке. Это хорошо, и нас это очень радует. Но также важно, чтобы Рома взаимодействовал с другими детьми. (Объясняет почему это важно, делает акцент на возможных трудностях ребенка в дальнейшем, когда он пойдет в школу.) И все-таки давайте вместе подумаем, что мы можем сделать, чтобы Рома гулял и играл с другими детьми на площадке нашей группы и не убегал.

Ситуация 6

Родитель: Вы никогда ничего хорошего не говорите о моем ребенке. Она такая одна в группе? Никогда не поверю, что только она плохо себя ведет. Я никаких проблем в поведении дочери не вижу. Думаю, что у вас предвзятое отношение.

Педагог:

 Прошу прощения, если обидела вас. Не хотела этого делать и, возможно, не так вам представила ситуацию. Настя хорошая девочка, она многое умеет. (Перечисляет положительные стороны ребенка.) Но у нее есть трудности с поведением, и нам вместе с вами нужно подумать, как помочь ей. Важно научить ее взаимодействовать с другими детьми, объяснить, почему нельзя убегать с участка группы. Что думаете об этом? (Далее выслушивает родителя и/или предлагает свое решение проблемы.)

 Почему вы так говорите? Я только вчера вам рассказала, что Настя съела две тарелки каши. Но и отрицательных моментов в ее поведении очень много. Я все время занимаюсь только ей. (Перечисляет «подвиги» ребенка и то, как старается уберечь остальных детей от опасных и конфликтных ситуаций из‑за нее.) Все для нее делается, а вы обвиняете меня в предвзятости.

Ситуация 7

Родитель: Да, Вова не умеет говорить, но все понимает и делает. Например, «принеси машинку», «покажи, где большой дом». Его смотрел хороший специалист и сказал, что его развитие опережает возраст. А ребят он бьет, потому что они к нему сами лезут и отнимают игрушки. Он этого не любит.

Педагог:

 Знаете, моя собака тоже все понимает и делает, но не умеет говорить. То, о чем вы спрашиваете и что просите ребенка показать, соответствует младшему возрасту. Вове уже 4 года, поэтому могу с уверенностью вам сказать, у него проблемы в развитии.

 Очень приятно, что вы наблюдаете за поведением своего ребенка и пытаетесь развивать его. Вы молодец! Конечно, с заданиями бытового уровня он справляется хорошо. В группе мы это тоже замечаем. Но нам еще надо помочь ему, сформировать умения и навыки, которые соответствуют его возрасту. Я могу предложить вам шкалу оценки уровня развития ребенка 4 лет. Вы сами сможете посмотреть, что у Вовы получается, а что нет. Согласны?

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  В. В. Путин включил детские сады в программы капитального ремонта В 2025 году введут федеральные программы капитального ремонта организа...