ОВЗ

 

Как составить адаптированную образовательную программу дошкольного образования?

Утвердите локальный акт, по какой программе будут получать образование воспитанники с ОВЗ. Разработайте программу для конкретной категории воспитанников – например, с зпр, тнр. Для этого вы вправе взять 60 процентов из федеральной адаптированной программы ДО, сделав на нее ссылку. Остальные 40 процентов – это то, что вы должны разместить на сайте. Этот материал разрабатывайте исходя из особенностей вашего региона, языка. До утверждения ФАОП ДО было больше 25 программ. Их можно использовать как вариативные. Из учебных изданий вы вправе использовать только те, которые были рекомендованы или соответствуют требованиям федеральных программ.

Подсказка. 700 страниц ФАОП ДО прочитать, вытащить то, что нужно вашим детям, – энергозатратная задача. Используйте методические разработки для каждой категории воспитанников с ОВЗ.

Нормативный документ Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период от 2 марта 2023 года № 2300п-П8

Минпросвещения разъяснило, как работать с детьми с ОВЗ в 2023/24 учебном году

 Минпросвещения разослало в регионы методрекомендации по федеральным адаптированным основным общеобразовательным программам. Рекомендации адресованы руководителям, ПМПК, специалистам институтов развития образования. Обязательная часть АОП ДО. Разрабатывайте АОП ДО отдельно для каждой группы нозологии воспитанников детского сада. Например, если есть дошкольники с задержкой психического развития и слабовидящие, то разрабатывайте на основе ФАОП ДО два варианта: АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) и АОП ДО для обучающихся с ЗПР. Вариативная часть АОП ДО. Минпросвещения указало, что вариативную часть можно оформить в виде одной или нескольких парциальных программ. Отразите особенности формируемой части в целевых ориентирах, содержании деятельности по тем образовательным областям, которым оно соответствует, а также в условиях организации педагогического процесса. Документация программы. Поскольку ФГОС ДО не содержит требований к такой учебно-методической документации как учебный план, учебный календарный график, рабочие программы, то ее нет в ФАОП ДО и не должно быть в АОП ДО.

Номенклатура дел. Включайте номенклатуру в СХЭД в качестве справочника, на основании которого ведете систематизацию и учет документов, их метаданных. Росархив привел примеры номенклатур – основной и для структурного подразделения. Описал, что должна включать номенклатура. Установил, что номенклатуру надо разрабатывать в конце каждого года и согласовывать с экспертной комиссией. Комплектование архива. Росархив установил правила комплектования архива организации. В него надо передать документы архивного фонда и документы свыше 10 лет хранения, в том числе по личному составу, если нет исключений. Передавайте дела не ранее, чем через год и не позднее, чем через три – после завершения дела. Документы до 10 лет включительно сроков хранения должны быть в структурных подразделениях. Уничтожайте по истечении срока после экспертизы ценности. Но руководитель вправе решить передать такие дела в архив, если в структурных подразделениях нет условий для сохранности дел.

Когда разрабатываете разделы АОП ДО, которых нет в ФАОП ДО, вы вправе использовать примерные программно-методические материалы. Например, примерные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ.

Источник:  письмо Минпросвещения от 31.08.2023 № АБ-3569/07

Какую документацию вести по детям с ОВЗ.

Для воспитанника с ОВЗ необходимо вести три документа: программу, план работы и мониторинг. Адаптированную образовательную программу разработать в соответствии с ФАОП ДО.

С программой работают все специалисты и воспитатель. Каждый заполняет свой раздел. Например, в разделе «Общие мероприятия» воспитатель прописывает перечень мероприятий, на которые он обращает внимание в группе, где есть ребенок с ОВЗ. В разделе «Учебно-методические комплексы» отмечает, какие программы использует. Педагог-психолог составляет календарно-тематическое планирование занятий по формированию и развитию коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитию игровой деятельности. Логопед заполняет календарно-тематическое планирование логопедической работы.

План работы и мониторинг составляет воспитатель. Если с ребенком работают по АОП ТНР, воспитатель ведет журнал взаимодействия с логопедом. Еще нужно получить от родителей согласие на взаимодействие с логопедом, психологом и дефектологом.

Согласие на 2023/24 учебный год
родителя (законного представителя) на работу специалистов
Службы психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог)
на период дошкольного уровня образования по следующим направлениям:

·        диагностика уровня развития высших психических функций;

·        предупреждение дезадаптации;

·        определение готовности к началу обучения в школе;

·        выявление и преодоление трудностей освоения образовательной программы;

·        выявление и преодоление нарушений речевого развития;

·        определение уровня сформированности коммуникативных навыков;

·        выявление особенностей развития эмоционально-личностной сферы и поведения;

·        коррекция развития по рекомендациям ЦПМПк.


п/п

Ф. И. О. родителя

Ф. И. О. ребенка

Согласен на работу педагога-психолога

Согласен на работу учителя-логопеда

Согласен на работу учителя-дефектолога

Отказываюсь от всех специалистов СППС

Подпись родителя

1

Иванова Анна Ивановна

Иванов Петр Васильевич

Да

Да

Да

 

 

2

Сидоров Валерий Николаевич

Сидорова Светлана Валерьевна

Да

Да

Да

 

Документацию на детей с ОВЗ храните у одного из специалистов службы сопровождения: например, у педагога-психолога, ответственного по АОП ДО для детей с разными нозологиями. Остальные специалисты и воспитатель ребенка с ОВЗ вкладывают свою часть документации в общий документ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  В. В. Путин включил детские сады в программы капитального ремонта В 2025 году введут федеральные программы капитального ремонта организа...