Как теперь взаимодействовать с семьями
воспитанников: новые задачи для педколлектива
Проблема взаимодействия педагогов и родителей
сохраняет актуальность на протяжении многих десятилетий. Сегодня перед
профессиональным сообществом снова стоит вопрос: какова функция воспитателя
по отношению к родителям? Кто он: консультант, наставник,
партнер или просветитель? Ответ на этот вопрос дают нормативные правовые
акты. Закон определяет права родителей в вопросах образования детей, а ФГОС ДО и ФОП
ДО конкретизируют содержание, формы и задачи взаимодействия педагогов
с семьями.
Помогать родителям,
но не нарушать их право на обучение и воспитание детей
Федеральный закон «Об образовании
в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определил приоритетную роль родителей
в образовании и завершил многолетнюю дискуссию о роли семейного
и общественного воспитания. Но не секрет, что на практике
воспитание оказывается сложным делом, а некомпетентный подход к нему
приводит к серьезным последствиям.
Сегодня у каждого родителя есть доступ
к огромному массиву информации в различных областях знания,
но не каждый готов и может соотносить ее с реальными
жизненными ситуациями и грамотно применять. Как и пятьдесят,
и сто, и более лет назад родители совершают ошибки в воспитании
детей и нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке.
Поэтому одна из главных задач, которая стоит перед педагогами, – оказывать
семьям воспитанников эту поддержку в соответствии с нормативными
документами. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ, пункт 1 статьи 44, Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки от
17.10.2013 № 1155), Федеральная образовательная программа дошкольного
образования (приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028)
Выстраивать взаимодействие
по трем направлениям
Только в комплексе диагностико-аналитическое,
просветительское и консультационное направления взаимодействия
с семьями воспитанников помогут ДОО стать неотъемлемым квалифицированным
помощником родителей в развитии и образовании детей.
Более 20 лет педагогическая наука отмечает важность
взаимодействия сторон и определяет подходы к нему: от работы
педагога с родителями мы перешли к поддержке, сотрудничеству
и партнерству. Сегодня педагог в детском саду информирует родителей,
просвещает их, помогает формировать осознанное и ответственное
родительство, вовлекает в образовательный процесс. ФОП ДО предусматривает
три направления взаимодействия с родителями детей младенческого, раннего
и дошкольного возрастов.
Диагностико-аналитическое направление. Педагогическая деятельность всегда строится
на диагностической основе. Процесс взаимодействия с родителями также
нуждается в диагностическом подходе, так как в каждой семье своя
воспитательная практика.
Среди родителей воспитанников всегда найдутся зрелые,
осознанные, компетентные и ответственные. Встречаются и такие семьи,
которые выстраивают процесс воспитания ребенка ситуативно и интуитивно.
Им не хватает информации, опыта, готовности быть ответственным
и осознанным родителем. Могут быть в группе и негативно
настроенные родители, и чрезмерно профессионально занятые, и семьи с устойчивой
и не всегда верной воспитательной позицией.
Информация о каждой семье, понимание
ее воспитательных взглядов и установок поможет педагогу выстроить
воспитательно-образовательный процесс, оказать адресную помощь и поддержку
родителям. У педагога появится возможность сформировать настоящий
коллектив единомышленников. Результаты анализа этой информации впоследствии
определят содержание взаимодействия.
Диагностико-аналитическое направление позволяет всегда
иметь обратную связь от родителей. Способы получить информацию могут быть
разные. В начале года педагоги должны продумать, какие опросы
и анкетирование они проведут, составить удобные для ответов
и обработки вопросники. Важно выбрать оптимальное количество опросных
форм, чтобы не вызвать раздражение у родителей.
Всегда следует помнить, что опрос проводится не ради
самого опроса. Его цель – повысить эффективность
воспитательно-образовательного процесса и взаимодействия
с родителями. После сбора информации необходимо показать родителям, что
изменилось в лучшую сторону.
Просветительское направление. Идея просвещения
родителей насчитывает более ста лет, а педагог всегда был наделен
просветительской функцией. Его воспринимали как светоча, носителя достоверных
знаний – того, кто поможет разобраться в сложных вопросах. Сегодня
просвещение – уже не просто трансляция информации от педагога
к родителю. Это эффективное средство государственной поддержи семьи,
помощи в становлении осознанного и компетентного родительства, что
подтверждают нормативные правовые акты.
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет просветительскую
деятельность как «деятельность вне рамок образовательных программ,
деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование
умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)
профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов». Регулирует ее постановление Правительства от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении
Правил осуществления просветительской деятельности».
Содержание просвещения родителей
в каждой конкретной группе следует определять на основе результатов
анализа запросов семьи и особенностей ее воспитательной практики
ФОП ДО ориентирует педколлективы
на содержательном поле просвещения. Педагоги вправе сами выбирать формы
просветительской деятельности. Они зависят от содержания, готовности
педагога и родителей к интерактивному взаимодействию, индивидуальных
и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов,
образовательных задач, возможностей педколлектива, региональной специфики ДОО.
Самые востребованные среди
родителей – краткие форматы общения. Они предпочитают получать информацию
с помощью цифровых технологий, сети Интернет, соцсетей. Педагоги при этом
должны уделять большое внимание «обратной связи», учитывать образовательные
потребности родителей, анализировать их воспитательную деятельность,
вовлекать в диалог. Общение должно быть персонифицировано, иначе
просветительская деятельность будет формальной.
Среди форм просвещения родителей можно
выделить три группы, которые имеют разную направленность и включают
непосредственное и дистантное взаимодействие.
Педагоги должны понимать, что
информирование родителей по различным вопросам здоровья, воспитания,
образования детей – только одна составляющая просветительской
деятельности. Гораздо важнее помочь им осознать собственную воспитательную
практику, увидеть ее сильные и слабые стороны, получить «банк»
методов и приемов решения задач семейного воспитания, приобрести
положительный опыт и обратную связь.
Консультационное направление. Консультирование – один из традиционных
инструментов профессиональной деятельности педагогов, психологов, логопедов,
дефектологов, социальных педагогов и других специалистов. С открытием
консультационных центров в консультировании появились новые акценты.
Т.А. Маркова, один из основоположников вопросов
взаимодействия с семьей в СССР, считает, что консультации помогают
педагогам и родителям. Педагоги ближе узнают жизнь семьи и оказывают
помощь там, где она больше всего нужна. Родители начинают серьезно
присматриваться к детям, задумываться над их воспитанием,
а главное – убеждаются в том, что в ДОО они могут получить
поддержку и совет.
Одна из эффективных форм – комплексное
консультирование, когда запрос родителей изучают сразу несколько специалистов.
Если проблема развития ребенка или запрос родителей требует такого комплексного
подхода, то именно воспитатель может это увидеть и направить
родителей к нужным специалистам.
Консультации следует отличать от беседы
с родителями, так как эти формы взаимодействия имеют серьезные отличия.
В ходе консультации родители не только обсуждают с педагогами
конкретную проблему, но и получают практические рекомендации, как
ее решить. Консультирование всегда имеет адресную направленность
и создает возможности, чтобы укрепить родителей в успешных практиках
семейного воспитания, сформировать у них осознанное критическое отношение
к своей воспитательной деятельности, побудить пересмотреть ее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий