Работа с родителями

 

Как теперь взаимодействовать с семьями воспитанников: новые задачи для педколлектива

Проблема взаимодействия педагогов и родителей сохраняет актуальность на протяжении многих десятилетий. Сегодня перед профессиональным сообществом снова стоит вопрос: какова функция воспитателя по отношению к родителям? Кто он: консультант, наставник, партнер или просветитель? Ответ на этот вопрос дают нормативные правовые акты. Закон определяет права родителей в вопросах образования детей, а ФГОС ДО и ФОП ДО конкретизируют содержание, формы и задачи взаимодействия педагогов с семьями.

Помогать родителям, но не нарушать их право на обучение и воспитание детей

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определил приоритетную роль родителей в образовании и завершил многолетнюю дискуссию о роли семейного и общественного воспитания. Но не секрет, что на практике воспитание оказывается сложным делом, а некомпетентный подход к нему приводит к серьезным последствиям.

Сегодня у каждого родителя есть доступ к огромному массиву информации в различных областях знания, но не каждый готов и может соотносить ее с реальными жизненными ситуациями и грамотно применять. Как и пятьдесят, и сто, и более лет назад родители совершают ошибки в воспитании детей и нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке. Поэтому одна из главных задач, которая стоит перед педагогами, – оказывать семьям воспитанников эту поддержку в соответствии с нормативными документами. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, пункт 1 статьи 44, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155), Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028)

Выстраивать взаимодействие по трем направлениям

Только в комплексе диагностико-аналитическое, просветительское и консультационное направления взаимодействия с семьями воспитанников помогут ДОО стать неотъемлемым квалифицированным помощником родителей в развитии и образовании детей.

Более 20 лет педагогическая наука отмечает важность взаимодействия сторон и определяет подходы к нему: от работы педагога с родителями мы перешли к поддержке, сотрудничеству и партнерству. Сегодня педагог в детском саду информирует родителей, просвещает их, помогает формировать осознанное и ответственное родительство, вовлекает в образовательный процесс. ФОП ДО предусматривает три направления взаимодействия с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

Диагностико-аналитическое направление. Педагогическая деятельность всегда строится на диагностической основе. Процесс взаимодействия с родителями также нуждается в диагностическом подходе, так как в каждой семье своя воспитательная практика.

Среди родителей воспитанников всегда найдутся зрелые, осознанные, компетентные и ответственные. Встречаются и такие семьи, которые выстраивают процесс воспитания ребенка ситуативно и интуитивно. Им не хватает информации, опыта, готовности быть ответственным и осознанным родителем. Могут быть в группе и негативно настроенные родители, и чрезмерно профессионально занятые, и семьи с устойчивой и не всегда верной воспитательной позицией.

Информация о каждой семье, понимание ее воспитательных взглядов и установок поможет педагогу выстроить воспитательно-образовательный процесс, оказать адресную помощь и поддержку родителям. У педагога появится возможность сформировать настоящий коллектив единомышленников. Результаты анализа этой информации впоследствии определят содержание взаимодействия.

Диагностико-аналитическое направление позволяет всегда иметь обратную связь от родителей. Способы получить информацию могут быть разные. В начале года педагоги должны продумать, какие опросы и анкетирование они проведут, составить удобные для ответов и обработки вопросники. Важно выбрать оптимальное количество опросных форм, чтобы не вызвать раздражение у родителей.

Всегда следует помнить, что опрос проводится не ради самого опроса. Его цель – повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса и взаимодействия с родителями. После сбора информации необходимо показать родителям, что изменилось в лучшую сторону.

Просветительское направление. Идея просвещения родителей насчитывает более ста лет, а педагог всегда был наделен просветительской функцией. Его воспринимали как светоча, носителя достоверных знаний – того, кто поможет разобраться в сложных вопросах. Сегодня просвещение – уже не просто трансляция информации от педагога к родителю. Это эффективное средство государственной поддержи семьи, помощи в становлении осознанного и компетентного родительства, что подтверждают нормативные правовые акты.

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет просветительскую деятельность как «деятельность вне рамок образовательных программ, деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Регулирует ее постановление Правительства от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности».

Содержание просвещения родителей в каждой конкретной группе следует определять на основе результатов анализа запросов семьи и особенностей ее воспитательной практики

ФОП ДО ориентирует педколлективы на содержательном поле просвещения. Педагоги вправе сами выбирать формы просветительской деятельности. Они зависят от содержания, готовности педагога и родителей к интерактивному взаимодействию, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, образовательных задач, возможностей педколлектива, региональной специфики ДОО.

Самые востребованные среди родителей – краткие форматы общения. Они предпочитают получать информацию с помощью цифровых технологий, сети Интернет, соцсетей. Педагоги при этом должны уделять большое внимание «обратной связи», учитывать образовательные потребности родителей, анализировать их воспитательную деятельность, вовлекать в диалог. Общение должно быть персонифицировано, иначе просветительская деятельность будет формальной.

Среди форм просвещения родителей можно выделить три группы, которые имеют разную направленность и включают непосредственное и дистантное взаимодействие.

Педагоги должны понимать, что информирование родителей по различным вопросам здоровья, воспитания, образования детей – только одна составляющая просветительской деятельности. Гораздо важнее помочь им осознать собственную воспитательную практику, увидеть ее сильные и слабые стороны, получить «банк» методов и приемов решения задач семейного воспитания, приобрести положительный опыт и обратную связь.

Консультационное направление. Консультирование – один из традиционных инструментов профессиональной деятельности педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов и других специалистов. С открытием консультационных центров в консультировании появились новые акценты.

Т.А. Маркова, один из основоположников вопросов взаимодействия с семьей в СССР, считает, что консультации помогают педагогам и родителям. Педагоги ближе узнают жизнь семьи и оказывают помощь там, где она больше всего нужна. Родители начинают серьезно присматриваться к детям, задумываться над их воспитанием, а главное – убеждаются в том, что в ДОО они могут получить поддержку и совет.

Одна из эффективных форм – комплексное консультирование, когда запрос родителей изучают сразу несколько специалистов. Если проблема развития ребенка или запрос родителей требует такого комплексного подхода, то именно воспитатель может это увидеть и направить родителей к нужным специалистам.

Консультации следует отличать от беседы с родителями, так как эти формы взаимодействия имеют серьезные отличия. В ходе консультации родители не только обсуждают с педагогами конкретную проблему, но и получают практические рекомендации, как ее решить. Консультирование всегда имеет адресную направленность и создает возможности, чтобы укрепить родителей в успешных практиках семейного воспитания, сформировать у них осознанное критическое отношение к своей воспитательной деятельности, побудить пересмотреть ее.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  В. В. Путин включил детские сады в программы капитального ремонта В 2025 году введут федеральные программы капитального ремонта организа...